Общение

2015-04-05

Первое, о чем следует вспомнить, начиная беседу, это равноправие. Хороший, оживленный и содержательный для всех участвующих сторон разговор должен представлять собой диалог высказался сам - дай высказаться другому.

Причем, как показывает практика, важно соблюдать меру и в разговоре, и в молчании, поскольку вечно безмолвный слушатель выглядит ничуть не симпатичнее болтуна. Итак, разговор - это когда все собеседники говорят равное количество времени, что называется "слово за слово".

Можно выделить две основные разновидности разговоров - деловой и частный.

Частный разговор, понятно, допускает все то, что в деловом воспрещается строго настрого, например: крепкие словечки, меканье, беканье, заикание, пропитывание окончаний, увиливание от ответов и некорректное обращение. Короче говоря, в частной беседе вы наверняка будете придерживаться того стиля и тех рамок, которые приняты в вашем окружении, и в данном случае выбор средств общения целиком зависит от этих принятых стандартов.

Деловой же разговор гораздо более, нежели частный, подчинен определенным законам. Например, существует множество великолепных, пышных, подчеркнуто-вежливых обращений, которые, к сожалению, давно считаются устаревшими. При всей вашей воспитанности и благонравии сейчас недопустимо обратиться к человеку, например, "уважаемый". Видите ли, скорее всего, такое обращение будет воспринято как издевка. Почему так получилось? Трудно объяснить. Просто имейте в виду на всякий случай, что обращение к незнакомому или малознакомому человеку нужно заранее тщательно продумать и, разумеется, никогда не начинать сразу говорить "ты".

На "ты" - только с близкими знакомыми и с чужими детьми до 16 лет. Ни возраст, ни положение, ни достаток, ни регалии не дают права обращаться к собеседнику на "ты", если вас не связывают тесные дружеские или родственные отношения. Иначе это звучит фамильярно. Когда можно перейти на "ты"? Тут особых правил нет. Это зависит от отношений, коммуникабельности, настроя, наконец, намерений - ваших и вашего собеседника. Однако помните, что если вы беседуете с женщиной, то инициатива такого перехода должна принадлежать ей. Точно так же в ситуации, когда ваш собеседник старше по возрасту и по положению, не стоит лезть поперек батьки в пекло. Заметим, что даже при самых близких отношениях можно оставаться с человеком на "Вы" и при этом называть его по имени, или при самом мимолетном знакомстве говорить с обоюдного согласия друг другу "ты", а обращаться по имени и отчеству.

Однако характер любой речи и положительный исход любых переговоров зависят не только от смыслового наполнения. Помимо того, что вы рассказываете, огромное значение имеет также то, как вы это делаете. Случалось ли вам говорить слишком громко, усиленно жестикулировать, гримасничать, перебивать в пылу спора вашего собеседника, уклоняться от темы, вытряхивать на него пуды своих проблем, часами мучить болтовней о детях, внуках, бабушках и собаках? Случалось ли вам не отвечать на вопросы или делать вид, будто вы их не расслышали? Если именно это и составляет вашу разговорную практику, прекратите ее немедленно. И не возобновляйте до тех пор, пока полностью не измените ваш стиль общения.

Характер разговора определяется не столько лексикой, сколько интонацией. Именно она порой может смертельно обидеть собеседника или, напротив, раз и навсегда расположить его к вам, сделать вашим преданнейшим союзником. Следовательно, вы должны говорить с людьми так, чтобы в вашем тоне чувствовалось спокойствие, уважение, искренняя симпатия. Ничто не дает вам права быть невежливыми в разговоре - ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка, ни настроение, ни погода.

Действительно воспитанный и умный человек в беседе спокоен, доброжелателен, тактичен, поскольку раз и навсегда усвоил: ключ к взаимопониманию дают не только слова, но и эмоции, исходящие от всех участников беседы.