Замки Баварии

2015-04-05

Мало кто знает, что на дне баварского озера Штарнбергерзее лежит кольцо матери Марины Цветаевой Марии Мейн. Она бросила его в воду, оказавшись в том месте, где 13 июля 1886 г. было найдено тело утонувшего (по одной из версий – утопленного) баварского «сказочного» короля Людвига II. «Людовик Баварский, – пишет в своих «Воспоминаниях» ее вторая дочь Анастасия, – страстная любовь моей 16-летней матери. Проезжая место, где он утонул, она бросила в воду свое первое колечко – обручилась». В память о короле здесь стоит выступающий из воды крест. Тут всегда останавливаются прогулочные теплоходы.

Людвиг II, последний романтик эпохи кавалеров и прекрасных дам, Дон Кихот XIX в., потерявший любовь и отдавшийся всепоглощающей страсти – строительству средневековых замков в Баварских Альпах. Они сказочно красивы, и поэтому Людвига II называют «сказочным королем», а его замки «сказочными». А еще он безумно любил музыку Вагнера и очень помогал композитору.

Всего Людвиг собирался построить семь замков. Были воздвигнуты три – Нойшванштайн, Линдерхоф и Херренкимзее. Они обошлись Людвигу и Баварскому королевству более чем в 30 млн марок.

В планах остались Фалькенштейн, а также Готический, Византийский и Китайский замки. К замкам Людвига II иногда относят и его охотничий дом Шахен в горах недалеко от Гармиш-Партенкирхена.

Замки Людвига II очень разные. Нойшванштайн – это, хотя и сказочная, но крепость. В архитектуре изящного Линдерхофа нет и намека на брутальность, в таких дворцах отдыхают. Внушительный Херренкимзее воплощает уверенность власти, под защитой которой можно безмятежно предаваться удовольствиям.

Лебединый замок Нойшванштайн

Замок Нойшванштайн (Новая Лебединая скала) стоит на высоте 1008 м к югу от озера Форггензее, примерно в 30 км от Гармиш-Партенкирхена. Рядом озера Альпзее (Альпийское) и Шванзее (Лебединое). То самое Лебединое озеро, которое и вдохновило П.И. Чайковского на знаменитый балет.

Этот замок – визитная карточка Баварии. Изящный, стройный, устремленный ввысь, он по-лебединому красив. Белокаменные строения с прорезами узорчатых окон венчают изящные островерхие круглые башенки с бойницами и арочными балконами. В архитектуре замка органично сочетаются византийская помпезность, романская брутальность и позднеготическая возвышенность. Нойшванштайн прекрасно вписывается в окружающий его альпийский пейзаж. Издалека он похож на театральную декорацию. Это самый красивый и самый сказочный из замков Людвига.

Внутри замка – на стенах и гобеленах, в оформлении мебели, интерьере лестниц и переходов, на потолках – множество лебедей… Рисованые, каменные, деревянные, металлические… Настенные росписи многих помещений выполнены по мотивам вагнеровских опер «Тристан и Изольда», «Зигфрид», «Парсифаль». Парадный Зал и Рабочий кабинет оформлены по мотивам оперы «Тангейзер».

Людвиг поселился здесь незадолго до своей смерти и прожил в недостроенном замке около полугода. Здесь ему и было объявлено о низвержении. Отсюда его увезли в замок Берг на озере Штарнбергерзее.

Туристов к замку доставляют по асфальтированной дороге-серпантину конные упряжки, но можно подняться и пешком. Повыше в горах на 92-метровой высоте через ущелье перекинут подвесной мост. Под ним 45-метровый водопад. Не все туристы поднимаются туда. И зря. Отсюда открывается самый лучший вид на чудесный горный мир вокруг замка.

Королевская усадьба Линдерхоф

Это единственный из «сказочных» дворцов Людвига, строительство которого завершилось при жизни короля. В архитектурном рисунке замка пышное величие барокко сочетается с интимной изысканностью рококо. Поражает изобилие обрамленных золотом зеркал, расширяющих размеры помещений.

Интерьеры дворца расписывали лучшие художники Европы. Стены украшены живописными гобеленами и картинами. Ошеломляют множество ваз, мраморные камины, статуэтки, фарфоровые цветы, фарфоровые павлины в натуральную величину, люстры из слоновой кости, хрустальная люстра в спальне со 108 свечами (говорят, все одновременно ни разу не зажигали).

В Обеденном зале устроен особый стол. Он автоматически поднимается через специальный люк из расположенной внизу кухни, туда же автоматически и опускается. Король был нелюдим и предпочитал вкушать пищу в одиночестве.

Перед входом во дворец тридцатиметровая струя фонтана. Окружающий замок парк оформлен во французском, итальянском, английском, арабском стилях. Домик Хижина Хундинга напоминает декорации к опере Вагнера «Валькирия». Применяемая в Гроте Венеры система освещения считается одним из прообразов современной цветомузыки. Световые эффекты создавалась с помощью вращающихся стеклянных пластинок, которые приводились в действие одним из первых в Европе электрических генераторов фирмы Siemens.

Дворец Херренкимзее

Самым дорогостоящим проектом Людвига стал дворец Херренкимзее на острове Херренверт (сегодня Херренинзель – «Мужской остров») на озере Кимзее в красивейшем альпийском предгорье в 80 км от Мюнхена. Он обошелся в 16 млн марок и так и не был полностью закончен. Через семь лет после начала строительства работы были остановлены из-за отсутствия средств. И сколько же времени провел там король-строитель? Десять дней.

Херренкимзее – это прекрасный дворцово-парковый комплекс, симметричный и великолепно организованный. Перед парадным входом дворца бьют струи пяти фонтанов. Фасад здания – точная копия французского Версаля. Королевские лилии – символ Бурбонов, скульптуры, картины с изображением «короля-солнца», другие связанные с ним мотивы образуют сквозной сюжет общего архитектурного замысла интерьера внутренних помещений. Основные цвета – голубой, бордовый и золотистый с преобладанием последнего. Как и в Линдерхофе, стол для застенчивого короля поднимается в обеденном зале из-под пола.

Богатство, роскошь и масштабы Херренкимзее по некоторым параметрам превосходят Версаль. Например, Зеркальная галерея с анфиладой из 17 арочных окон, которую освещают 33 люстры и 44 канделябра, столь же великолепна, как и ее «сестра» - версальская Галерея Глясе, но длиннее (98 м).

Посетителей дворца от железнодорожного вокзала курортного городка Приен-ам-Кимзее до пристани доставляет маленький поезд с несколькими вагончиками, затем 20 минут катером до острова.

В строительство замков Людвиг II вложил все свои средства. Когда они кончились, в ход пошли деньги из государственной казны, которая оказалась фактически опустошена, за что он был, собственно, и отстранен от власти. Но сегодня, спустя полтора столетия, вложенные им средства возвращаются сторицей в виде доходов от посещений замков туристами. Только Нойшванштайн посещают каждый год более 1 млн человек. А ведь сам Людвиг был категорически против того, чтобы в замках его мечты появились посетители. Но вышло так, что он стал одним из туристических символов Баварии. Его помнят и любят здесь. А на рекламных щитах местных строителей можно встретить изображение Людвига при королевских регалиях и в каске строительного рабочего.