Встречи с людьми
Пора приглашать людей на встречу. Если вы уже сделали это, то, мы надеемся, вы успели также записать время и место и, кроме того, спланировать свой день по возможности так, чтобы перед аудиенцией не возникло никаких выбивающих из колеи происшествий.
Обязательно заранее продумать и зафиксировать на бумаге план ваших действий и ведения разговора: приветствие, изложение сути, возможно, дискуссия. Постарайтесь предугадать наиболее часто возникающие вопросы и заранее подготовить точные, короткие и запоминающиеся ответы на них. Это необходимо для того, чтобы ваш собеседник мог легко вспомнить их и воспроизвести в разговоре с другими людьми, например, с родственниками, когда будет обсуждать прошедшую встречу.
С вечера подготовьте свой деловой костюм, соберите необходимые наглядные пособия и рекламные материалы, не забудьте запасную ручку (она может понадобиться не только вашему собеседнику, но и вам тоже). Если выяснилось, что встречу придется отложить, обязательно позвоните и предупредите.
Не волнуйтесь. И никогда, запомните, НИКОГДА НЕ ОПАЗДЫВАЙТЕ! Если же это все-таки случилось, обязательно извинитесь, даже в том случае, когда виноваты не вы. Но это крайний случай, не так ли? А мы порекомендовали бы вам вообще приходить на встречу на несколько минут раньше, чтобы успеть привести себя в порядок и собраться с мыслями.
Не забудьте поздороваться и представиться, если вы не знакомы. Сделайте это изящно, мягко, обаятельно. Спокойная, приятная улыбка, фраза "очень рад" или "очень приятно" - и вы сами почувствуете, насколько теплой станет обстановка встречи. Кстати, во время беседы очень неплохо помнить о том, что разговор "глаза в глаза" создает атмосферу взаимной симпатии и заинтересованности. Исключение составляет случай, когда по складу характера собеседник такого внимания не выносит.
Любую беседу можно условно разделить на следующие этапы: начало, передача информации, аргументирование, выслушивание доводов собеседника, принятие или опровержение этих доводов и принятие решения -подведение итогов. Не следует сразу касаться дискуссионных моментов. Пусть первая фраза звучит утверждающе и бесспорно, но интересно. Пусть начало сразу задаст общий располагающий тон всей встрече. Ваш собеседник сразу настроится положительно, станет внимателен, а вы прекратите волноваться.
Но спокойствие духа - не повод, чтобы расслабляться. О чем вы намерены сообщить приглашенному прежде всего? Какова бы ни была тема, вот вам настоятельная рекомендация для начала беседы: старайтесь никогда не начинать с вопросов, на которые ваш собеседник ответит "нет".
Если хотите, чтобы к вашему предложению и мнению прислушались, делайте все, чтобы собеседник с самого начала соглашался с вами. Этим вы настроите слушателя на положительные ответы, задавая его психологическим реакциям общую направленность на подтверждение и согласие.
Психологическую схему происходящего можно представить примерно так. Когда человек говорит "нет", весь его организм мгновенно настраивается на отрицание и занимает оборонительную систему. Если от вас считают нужным обороняться, значит вы вызываете подозрение. А раз так, то убедить собеседника в своей порядочности и благожелательности будет очень трудно. И наоборот, когда человек искренне с вами соглашается, никакого отчуждения не происходит. Поэтому, чем больше "да" вам удастся добиться от собеседника в начале разговора, тем более вероятен успех переговоров в целом.
Приглядитесь к человеку, с которым говорите. Какой он? Все еще загадка, не так ли? Возможно, приведенная ниже классификация собеседников по П.Мицичу поможет вам разобраться и выбрать верную тактику.