Конкурентный анализ
Хотя и не стоит чрезмерно опасаться конкуренции, вам все-таки следует знать, где вы находитесь по отношению к похожим на вас компаниям.
Одна из серьезных ошибок, которую часто приходится наблюдать, - это попытка закрепиться на интернет-рынке, используя "успешный" бизнес-план, который был реализован уже существующими в Интернете компаниями.
Почему продолжает появляться так много новых порталов? Их уже и так больше чем достаточно! Во многих случаях положение зарекомендовавших себя на рынке компаний настолько прочно, что у их недавно появившихся конкурентов нет абсолютно никаких шансов на успех. Интернет-бизнесом занимается огромное количество компаний, в основном - небольших.
Если вы хотите, чтобы разработанный план принес вам успех, вы должны постичь законы конкурентной борьбы. Чтобы понять, кто является вашими основными конкурентами, нужно проанализировать стратегию маркетинга каждого из них и подумать о том, как вам следует позиционировать свою компанию.
Определите основных конкурентов
Сначала вам нужно определить, кто является вашими основными конкурентами. Начните с тех разделов каталогов YANDEX и DMOZ (www.yandex.ru, www.dmoz.org), которые имеют непосредственное отношение к той сфере деятельности, которой вы занимаетесь. Несмотря на то, что эти каталоги не могут предоставить вам исчерпывающей информации, вы все-таки получите список своих основных конкурентов. Распечатайте его, а затем изучите каждую ссылку, делая пометки на листе бумаги. Обращайте особое внимание на крупные компании, инновационные подходы, новые товары и т. д.
Проанализируйте конкурентов
Затем вам нужно проанализировать деятельность 5-10 ваших основных конкурентов. Вы сможете многое узнать, зайдя на их сайты. Постарайтесь получить следующую информацию:
- о предлагаемых товарах или услугах (обратите внимание на все, что отличает их предложение от вашего);
- какую систему дистрибуции они используют (доставка со склада, дистрибьюторская доставка, прямая доставка или доставка по Интернету);
- о клиентской службе (гарантии, методики работы, процедуры);
- о внешнем виде сайта (впечатление, которое он производит, а также его функциональные возможности);
- о характеристиках и индивидуальных особенностях устройства торговой корзины / системы организации торговли;
- о рекламных кампаниях и предложениях;
- о слабых и сильных сторонах с точки зрения потребителя;
- о целях и стратегиях их достижения;
- о концепции или способах достижения поставленной цели (то, что соответствует уникальному торговому предложению на этом сайте);
- об областях, в которых ваш конкурент имеет рыночные преимущества;
- о недостатках того, что предлагается на этом сайте.
Определите сильные и слабые стороны конкурентов
Суммируйте результаты своих изысканий и выделите сильные и слабые стороны ваших основных конкурентов. Если вы рассматриваете особенно серьезного соперника, опишите методы, способные помочь вам создать конкурентоспособные предложения. Если вы, например, располагаете большим количеством наличности, то можете получить преимущество в конкурентной борьбе, вложив значительные средства в рекламу. Но если вы являетесь владельцем небольшой компании, вам следует использовать свои преимущества так, чтобы "сыграть" на промахах своих конкурентов.
Собранной информации для этого раздела плана интернет-маркетинга, возможно, окажется слишком много - вам придется уместить ее в несколько параграфов, содержащих сведения о конкурентах и о том, что вы собираетесь им противопоставить. Ознакомившись с конкуренцией, вы, возможно, решите, что она на этом пространстве слишком сильна, и у вас нет конкурентоспособных предложений. Не исключено, что вы примете решение изменить свое онлайновое предложение и перенести его туда, где вы сможете выдержать конкуренцию, или вообще откажетесь от участия в борьбе за потребителя.
В Интернете существует огромное количество сайтов, которые копируют друг друга; они отчаянно борются за существование на небольшом сегменте рынка. Понятно, что на всех места не хватит, и кто-то будет вынужден уйти. Более мелкие сайты должны отыскать для себя нишу, в которой они смогут добиться успеха, иначе они будут рано или поздно вытеснены с рынка. Вам не следует создавать сайт просто так. Если у вас нет плана, который позволит организовать прибыльный интернет-бизнес в условиях жесткой конкуренции, не стоит понапрасну тратить время и деньги.
Однако раньше времени в панику впадать тоже не нужно. Чем крупнее компания, тем медленнее ее руководство принимает решения, и тем больше в ней сотрудников, которые заинтересованы в сохранении своих рабочих мест, а не в принятии рискованных решений, которые помогут фирме получить преимущество в конкурентной борьбе. Если вы внимательно проанализируете деятельность крупных компаний, то сможете обнаружить в их деятельности слабые стороны и упущения. Затем напрягите свое творческое воображение и предложите потребителям что-то такое, что они смогут найти только на вашем сайте.